Печать
 
 

Гайворонская Виктория Витальевна, 

 

доцент-исследователь Института интегративной медицины 

Академии социальных технологий

http://iim.ast.social

 

Информальное медицинское образование – это учебное и воспитательное влияние среды на студента, будущего врача, основанной на социально-педагогическом и социально-психологическом влиянии других в медицинском образовательном учреждении, но и за его пределами, в том числе и влияние глобальных информационно-коммуникационных и социально-оценочных сетей. Регулирование информальных образовательных воздействий осуществляется путем создания событий в среде обитания и внимания студентов в информационных сетях, оказывающих на них целенаправленное социально-психологическое и социально-педагогическое воздействие.

Регулирующие события могут воспроизводиться в виде мероприятий, создающих изменения в условиях жизни, досуга и культуры студентов медицинских образовательных учреждений, а также корректирующих их поведение в информационных сетях.

Работа предназначена для использования руководителями медицинских вузов и их подразделений.

Информальное медицинское образование

 

 

 

 

Практика управления развитием системы профессионального медицинского образования  показывает, что реализация такого управления осуществляется с учетом социально-психологических и социально-педагогических влияний вневузовской среды, условий жизни, досуга, культуры на профессионально-личностное становление студентов медицинского образовательного учреждения.

 

Предмет социально-психологических и социально-педагогических влияний вневузовской среды, условий жизни, досуга, культуры на профессионально-личностное становление студентов медицинского учебного учреждения формулируется так: регулирование социально-психологических и социально-педагогических влияний вневузовской среды, условий жизни, досуга, культуры является составной частью профессионального медицинского  образования или информального медицинского образования образования.

 

Информальное медицинское образование – это учебное и воспитательное влияние среды на студента, будущего врача, основанной на социально-педагогическом и социально-психологическом влиянии других в медицинском образовательном учреждении, но и за его пределами, в том числе и влияние глобальных информационно-коммуникационных и социально-оценочных сетей. Регулирование информальных образовательных воздействий осуществляется путем создания событий в среде обитания и внимания студентов в информационных сетях, оказывающих на них целенаправленное социально-психологическое и социально-педагогическое воздействие.

 

Регулирующие события могут воспроизводиться в виде мероприятий, создающих изменения в условиях жизни, досуга и культуры студентов медицинских образовательных учреждений, а также корректирующих их поведение в информационных сетях.

 

В широком смысле создание информальных образовательных событий  – это поддержание в среде внимания и обитания студентов  медицинского образовательного учреждения культурной традиции лечебного дела. 

Выпускник по специальности «Лечебное дело» не имеет права самостоятельно вести пациентов, назначать и проводить лечение. Свою работу с пациентами он может выполнять под контролем более опытных специалистов. При этом он может заниматься научной деятельностью, может занимать различные должности в медицинских учреждениях, быть активным участником социально-оценочной практики и медицинских дискурсов в информационных средах, конструирование которых может осуществляться руководителями медицинских образовательных учреждений и преследовать цель – обеспечение информального медицинского образования. Этот процесс основан на создании целенаправленных событий воспитательного значение в информационных средах – объектах внимания студентов. 

 

Чтобы работать врачом, выпускнику по специальности «Лечебное дело» по окончании вуза необходимо получить послевузовское медицинское образование. Это интернатура (1 год) или ординатура (2 года) по выбранной специализации, например терапевт, акушер-гинеколог, реаниматолог и др. После этого он становится врачом, имеющим право и квалификацию самостоятельно работать с пациентами. Можно выбрать ординатуру и после нее пойти работать врачом. Прохождение интернатуры (без выбора ординатуры) обязательно для всех выпускников медицинского вуза или факультета. В течение года интерн работает под руководством опытных врачей. Они проверяют его деятельность и уберегают пациентов от врачебных ошибок, которые может допустить неопытный специалист, оказывают педагогические и психологические воздействия на молодого специалиста, которые могут мотивировать к медицинской деятельности, так могут играть и роль демотиватора – формирование негативного отношения к медицинской специальности и переход в другую профессиональную сферу, например, коммерцию.

 

 

 

 

 

 

Функция поддержания медицинской традиции, обогащаемой опытом предыдущих поколений врачей и ученых медиков, лежит на работниках образовательного медицинского учреждения, потому что именно они, в отличие от студентов, способны не только воспринимать уже существующее знание, но и дополнять его новым. Главное же: функция поддержания медицинской традиции, добросовестного отношения к лечению, соблюдение врачебной этики в силу её постоянного обогащения новыми событиями медицинской науки и практики, требует принятия мер по её постоянному анализу и учету в передаче медицинского опыта молодому поколению врачей. Этот процесс осуществляется  не только в рамках образовательного учреждения, но и через объекты их внимания в информационных, виртуальных реальностях. Такие меры и находят своё воплощение в системе управления информальным медицинским образованием.

 

Система информального медицинского образования студентов, т.е. система целенаправленного обучающего и воспитательного воздействия реальной и виртуальной среды обитания будущих врачей вызвана необходимостью поддержания культурной и профессиональной традиции медицинского сообщества в состоянии, адекватном вызовам времени. 

 

С развитием новых технологий в сфере медицины необходимо создавать этические регуляторы поведения, которые бы регулировали деятельность врачей и специалистов при общении с пациентами и друг с другом в виртуальных средах, сайтах медицинских организаций, социальных сетях, коммуникаторах и оценивающих приложений. Эти нормы должны задаваться автоматически, реальной и виртуальной средой, например, в форме сетевого дискурсивно-оценочного регулятора поведения, построенного на принципе визуализации обратных социальных связей. 

 

Конструирование такого этического регулятора поведением и есть защита медицинского сообщества от вызова времени XXI века.

 

Вызов - это нечто, что может послужить причиной, способствующей возникновению и усилению каких-то явлений и событий. В данном случае речь идет о таком глобальном явлении как неравенство. Оно, по мнению ряда ученых, формируется социально-паразитарным поведением. Следствие неравенства – криминал, терроризм, экстремизм, бедность, нищета, несправедливость, которые оказывают свое пагубное влияние на здоровье населения и формируют двойные стандарты, в том числе и у медицинского сообщества.

 

Столкновение с двойной моралью для будущих врачей является, зачастую, трагедией, разочарованием в медицинской специальности. Демонстрация неравенства в медицинском сообществе, выраженная, например, в разнице имущественного статуса, мотивирует не на добросовестное лечение, а на  использование медицинских познаний и занимаемых должностей в медицинских учреждениях в направлении личного обогащения любой ценой. 

Социальный паразитизм – явление сложное, учет которого важен в подготовке медицинских кадров. Это поведение, направленное на так называемое несправедливое присвоение ресурсов и создание искусственного дефицита для обеспечения собственной безопасности лиц, регулирующих распределительный механизм общественных благ. Социальный паразитизм является как внутренней, личной проблемой каждого, так и общественной проблемой. Социальные институты, призванные регулировать крайние формы социального паразитизма, часто работают в имитационном режиме и не обеспечивают защиту врачей от столкновения с проблемой неравенства, правовой незащищенностью и т.п.

 

При возможности перейти в разряд социальных паразитов, лиц потребляющих престижный труд (занятие руководящих должностей с высокой оплатой и безответственностью), такой возможностью пользуются. Этические нормы, права человека, не выступают сдерживающим фактором на пути такого негативного и антиобщественного выбора.  Поэтому нестабильная социальная среда получает стабильную систему паразитизма в ней, которая поддерживает свою устойчивость за счет неустойчивости других в имущественном, правовом, статусном, профессиональном аспектах.

 

Возникает деформация профессии врача в этическом отношении, которая проявляется в наличии атрибутов медицины, социальное жонглирование которыми не всегда направлено на добросовестное лечение пациентов.  В этой связи многие из них начинают уходить в нетрадиционную медицину, становятся заложниками других паразитов, обещающих за деньги излечить любое заболевание.   Получив негативный опыт в этой сфере, опять возвращаются в традиционную, доказательную медицину, в надежде улучшить самочувствие. Но круг повторяется в очередной раз.

 

Таким образом, проблема социального паразитизма требует своего решения не столько в правовом поле – усиление наказания за мошенничество работников системы здравоохранения, а сколько в этическом плане.

 

Противоречие между должным и недолжным, этичным и неэтичным поведением работника системы здравоохранения, врача, руководителя государственной, общественной, частной медицинской организации является объектом исследования информальной медицины.

Предмет исследования информального  медицинского образования – социально-педагогические и социально-психологические механизмы обеспечения должного или недолжного, этичного или неэтичного поведения врача, работника системы здравоохранения.

 

Задачи исследований информального медицинского образования:

разработка и изучение работы дискурсивно-оценочных этических регуляторов поведения работников и участников системы здравоохранения;

изучение реализации дискурсивно-оценочной процедуры в медицинской практике и медицинском образовании.

 

Методологию информального медицинского образования  составляет дискурсивно-оценочный метод, основанный на идеях Юргена Хабермаса, В.А. Чигирева и П.И. Юнацкевича:

теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса;

оценочная процедура как социальная практика, разработанная  Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И.

 

 

Теория коммуникативного действия

 

 

 

 

Юрген Хабермас,  философ и социолог современной Германии, один из наиболее ярких представителей «Франкфуртской школы». Родился в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Изучал философию, историю, психологию, литературу и экономику в университетах Геттингена, Цюриха и Бонна. В 1954 защитил под руководством Э.Ротхакера докторскую диссертацию о философии Шеллинга. С 1956 по 1959 - ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980-1983 - директор этого института. С 1964 по 1971 (и с 1983) - профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1971 по 1980 - директор Института Макса Планка (в Штарнберге). 

Основные сочинения: 

Структурное изменение общественности (1962);

Познание и интерес" (1968); 

Техника и наука как идеология" (1968); 

Теория общества или социальная технология" (совм. с Н.Луманом, 1971); 

Теория общества или социальные технологии? (1973);

Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма (1973);

К реконструкции исторического материализма (1976);

Что такое универсальная прагматика (1976);

Теория коммуникативного действования" (в 2 томах, 1981);

Моральное сознание и коммуникативное действование (1983);

Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действования (1984);

Философский дискурс модерна (1985);

Мораль и коммуникация (1986);

Фактичность и значимость (1992);

Разъяснение к этике дискурса" (1994) и др.

 

 

 

 

В центре философских размышлений Хабермаса - понятие коммуникативного разума. При этом сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения. Поэтому критике надлежит еще раз проанализировать общество, чтобы отличить свободную коммуникацию от коммуникации, находящейся под воздействием отношений господства - подчинения. 

 

Начиная с 1971 (труд Хабермаса «Предварительные размышления по теории коммуникативной компетенции», Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der kommunikativen Kompetenz) Хабермас стремится связать коммуникативное понятие разума с «лингвистическим поворотом», совершенным англо-американской аналитической философией. Обращаясь к соответствующим исследованиям К.-О. Апеля (и в тесном сотрудничестве с ним), Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию языковых актов. Эта теория обстоятельно излагается в двухтомном труде Теория коммуникативного действия (Theorie des kommunikativen Handelns, 1981).

 

 

 

 

Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом (неравенство граждан), Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения молодежи. Это понятие - публичность, общественность (ffentlichkeit). 

Формулировки и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную медицинскую мысль. Выдвинутое им понятие дискурса должно лежать в основе теории профессионального медицинского образования, в том числе в теории информальной медицины.

 

 

 

 

 

Перед каждым молодым врачом, который сталкивается с двойными моральными стандартами, возникает ключевой вопрос: «Что я должен делать». Хабермас выясняет, что этот вопрос может иметь прагматическое, этическое или моральное значение. При участии в дискурсе с опытными и нравственными врачами, молодой специалист всякий раз меняется содержание своего разума, воли, меняется сам тип внутренних вопросов и ответов и действий молодого специалиста при столкновении со сложными ситуациями морального выбора при осуществлении медицинской деятельности. Так как во всех трех случаях разум демонстрирует свою состоятельность, способность обосновывать необходимость некоторых действий, то он обладает практическим характером, и укрепляется в публичном общении с опытными врачами, соблюдающими нравственное правило «Три С» (не вредить себе, соседям, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом), которое сформулировали Чигирев В.А. и Юнацкевич П.И.

 

 

 

Оценочная процедура как социальная практика

 

 

 

 

Профессор Чигирев В.А. считает, что при формировании личности молодого врача в дискурсе с врачами-педагогами и наставниками, учеными-медиками ведется поиск интуитивных оснований для разумного выбора между целями (как именно заработать деньги в медицине), которые имеют положительное и отрицательное этическое значение. 

 

Молодой врач ведет себя активно, в соответствии со спонтанной волей, в аспекте целесообразности, действия его толковы, но случайны, здесь нет внутренней взаимосвязи между волей и разумом, все задается ситуацией дискурсивных практик. Но при этом ценности и антиценности специалиста не изменяются.

 

Чтобы естественный выбор при совершении действия носил нравственный и одновременно профессиональный характер, по мнению Юнацкевича П.И. и Чигирева В.А., дискурсивную практику важно дополнить публичной оценочной процедурой, которая удобно реализуется в виде социально-оценочных сайтов и приложений.  Например, система GN: http://globalnrav.ast.social

 

Наблюдая внешние оценки поведения участников дискурса,  у  других участников начинает закрепляться как мотивация, так и демотивация определенных ценностных представлений. Для закрепления этичного поведения врача такая процедура представляется крайне важной.  

 

 

 

Юнацкевич П.И. пролагает, что оценщики, наблюдатели или участники дискурса, исходят из их внутреннего убеждения поддерживать в обществе должное и безопасное для них поведение врачей. Публичная оценка, как правило, отражает внутреннее убеждение каждого о должном и нравственном поведении врача в той или иной ситуации, которая стала предметом дискурса в информационном концентраторе (специализированном сайте социальных онлайн-оценок).

Наблюдая внешние оценки, которые, как правило, в публичном процессе, носят нравственный характер, участники дискурса начинают корректировать свою самооценку и выбирают более этичный способ профессионального поведения врача или руководителя медицинской организации.

 

Дискурс врачей должен носить всегда прагматический характер и отвечать на вопрос «что делать мне в этой ситуации?».

В прагматическом дискурсе обосновываются технические и стратегические рекомендации. Направление дискурса корректирует внешние оценки других.

В случае массовой внешней этической оценки дискурса,  субъект ищет ответ на вопрос: «Что же я за личность? И как мне в этой ситуации более нравственно и профессионально поступить?».

Этические предпочтения участника профессионального медицинского дискурса становятся более сильными, прагматичными. Под власть дискурсов ставятся интересы и ценности. Субъект осознает свой собственный жизненный путь в аспекте не целесообразности, а личной и общественной безопасности (практическое соблюдение нравственного правила: не вреди и созидай).

 

По мнению Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И., в практических дискурсах в условиях визуализации внешних массовых этических оценок других, разум и воля начинают взаимно определять друг друга. У участника дискурсивно-оценочной практики вырабатываются внутренние рекомендации к решающему жизненному и профессиональному выбору по нравственному основанию (не навредить). 

 

дискурсивно-оценочный метод

 

 

Молодой врач, желая ясно представить себе свою жизнь и медицинскую деятельность в целом и в частности, уходит в свое самосознание, где властвует хаос, задаваемый внешней средой – группой и ее ценностями, в которой он состоит.

 

Однако в дискурсивно-оценочной практике молодой врач  обретает необходимую для рефлексии дистанцию по отношению к собственной жизненной истории, опыту собственного должного и недолжного профессионального поведения и нравственного выбора. Новый ситуационный выбор непаразитарного поведения он сделает вместе с другими, которые со своей стороны образуют контекст для совершения ситуационного действия под влиянием дискурса и внешней массовой этической оценки.

 

Это означает, что рефлексия молодого врача также является дискурсом и оценочной процедурой. Другие люди выступают для врача критиками, оценщиками. Осуществляемая в самосознании субъекта рефлексия, будучи воспроизведенной, понятна другим людям, т.е. по сути своей она не исключает, а наоборот, предполагает диалог, оценку и мотивацию к должному профессиональному поступку в конкретной ситуации.

 

Здесь перспектива каждого молодого врача сплетается с перспективой всех врачей и оценщиков. Практический разум теперь используется не в аспекте личного блага, а в аспекте  справедливости для всех людей, для «МЫ». Этим самым не ущемляются интересы всех. Воля субъекта в итоге подчиняется массовому оценочному действию других. Личность молодого врача начинает действовать по законам, которые она сама для себя устанавливает благодаря этической оценке других.  Таким образом, дискурсивно-оценочная процедура превращает волю целиком в рациональную, автономную и свободную. Выбор по совести становится личным выбором.

 

Главная мысль Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И. состоит в том, что дискурс, дополненный массовой оценочной практикой, призван открыть простор публичному употреблению разума, процедурам дискурсивно-оценочного волеобразования и изъявления, условиям рациональных дискурсов и медицинских консилиумов, практических обсуждений врачей и руководителей медицинских учреждений и пациентов. Никто и ничто не заслуживает большего доверия, нежели сами участники дискуссии, они найдут ответы на актуальные внутренние вопросы и будут мотивированы к совершению нравственного выбора в сложной медицинской практике.

 

 

Учебные вопросы по теме

 

 

1. Определение информального медицинского образования.

2. Вызовы XXI века для медицинского сообщества.

3. Предмет и задачи информального медицинского образования.

4. Методология информального медицинского образования.

5. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса.

6. Дискурсивно-оценочная процедура Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И.

7. Нравственное правило «Три С» в медицинской практике.

 

 

 

Рекомендуемые учебные литературные и информационные источники по теме

 

 

 

1. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас – М.: Academia 1995. – С. 103-113.

2. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас //Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. – 1993 – №4 – С. 43-63.

3. Юнацкевич П.И. Профилактика социальных катастроф: дискурсивно-оценочный метод.

http://www.ast.social/674-profilaktika-sotsialnykh-katastrof-diskursivno-otsenochnyj-metod.html

4. Экологический императив как основа дискурсивно-оценочного метода профессора Чигирева В.А.

https://in.ast.social/menu-news/599-ekologicheskij-imperativ-kak-osnova-diskursivno-otsenochnogo-metoda-professora-chigireva-v-a.htmlotsenochnogo-metoda-professora-chigireva-v-a.html

 

 

 

 

 

 

Основные понятия 

информального медицинского образования

 

 

 

Вред – ощущаемое (подлинно переживаемое) субъектом нарушение его жизненного процесса (существования).

 

Влияние – способность социального субъекта создавать и предотвращать угрозы (управление угрозами и с помощью угроз). Обеспечивает различные виды доминирования, определяет достоинство, самооценку, самоуважение и т.д. 

 

Глобальный экологический принцип  (ГЭП) - это способ поведения людей, обеспечивающий выживание человечества, основанный на  ненанесении человеком ущерба себе, окружающим и среде обитания.

 

Медицинское сообщество  – объединение свободных, нравственных  и ответственных врачей под лозунгом: не вреди и созидай.

 

Профессиональное медицинское согласие (позитивное или негативное) – мнение ученых-медиков, врачей, выраженное в оценочной (многобалльной) форме (шкале), по поводу профессиональных медицинских действий других участников медицинской практики. 

 

Доверие – социальные отношения, возникающие между врачами и пациентами в отсутствии взаимных вреда и угроз.

 

Дуализм врача и пациента – свойство врача и пациента одновременно являться  и отдельным субъектом (автономной частицей медицинского и гражданского сообщества) и социальным процессом (волной, зависимым участником медицинского и гражданского процесса). 

 

Единая цель врача и пациента – построение  доверительных отношений и исключение взаимного вреда.

 

Единство цели и метода ее достижения: цель – построение доверительных отношений врача и пациента, достигается методом воспитания индивидуальной нравственности врачей и пациентов (ограничения паразитической активности социальных субъектов).

 

Информационный концентратор – специальная сетевая конструкция, позволяющая осуществлять направленный сетевой дискурс, оперативно визуализировать вред (угрозу), исходящую от врача и пациента. Такая «подсветка»  позволяет врачу и пациенту предотвратить  наносимый им вред (разрушить представляемую им угрозу).

 Информационный концентратор способен разрушать и восстанавливать доверие к врачу и пациенту, технологически обеспечивать солидарное поведение врачей и пациентов.

 

Публичная оценочная процедура – средство обеспечения взаимного доверия врача и пациента.  Позволяет оказать влияние на врача и пациента, приводящее к блокированию его вредоносных действий. 

Позволяет эффективно изменить отношения к процессу взаимодействия врача и пациента без утраты репутации.

 

Коррупция, коррупционные проявления – один из наиболее опасных способов паразитического (безнравственного) поведения социальных субъектов в сфере здравоохранения, угрожающих личному здоровью каждого и всех.

 

Массовая этическая оценка – оценка социальными субъектами социальных действий (нравственности) любых других социальных субъектов с позиций нанесения или ненанесения вреда (угроз) в целях достижения  согласия для блокирования безнравственных (вредных, угрожающих, паразитических) решений и действий. 

 

Моделирование ризморфной (социальной) среды - осуществляется известными логико-математическими методами, но наиболее адекватные модели создаются на естественных языках (процессы говорения, дискурсивные практики и т.п.).  

Перспективным направлением, обеспечивающим формализацию и наглядное представление (визуализацию) ризоморфных процессов является разработанный Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И. технологий подход к моделированию ризоморфных сред на подмножествах аналитических языков с выделением специальных категорий (понятий), позволяющих отсечь «профанное» говорение (информационный мусор).  

По аналогии с социальными процессами, протекающими в социальных средах, в ризоморфных средах протекают ризоморфные процессы.

В моделях управления поведением удобно представлять социальные среды и процессы ризоморфными средами и процессами.

 

Направленный (сетевой) дискурс – специальная процедура детального анализа и оценки социальных действий социального субъекта, осуществляемая с помощью информационных концентраторов. Является самой серьезной угрозой для социально-паразитических структур. Особенно эффективна при комбинированном применении средств разных технологических укладов. Например, традиционных СМИ и гипертекстовых  сетевых информационных концентраторов.

Кроме того, процедура направленного дискурса обладает креативными возможностями по созданию «плацебо».

 

Научно-этическая система (научная этическая система) – система этических правил, основанная на нравственном принципе как безусловной фундаментальной ценности. Отражает связь нравственности с медицинской практикой. Не противоречит ни одной из существующих религиозных этических систем (доктрин) и совместима с любой медицинской практикой (традиционной, нетрадиционной, дополнительной). Практическое использование этой системы позволяет купировать недостатки любых форм медицинских практик, при одновременном сохранении их лучших свойств. 

 

Негативное гражданское согласие – консолидированное (агрегированное) осуждающее мнение множества социальных субъектов  по поводу социальных действий (бездействия) других социальных субъектов.

 

Технология ротации управленческих кадров здравоохранения – следствие публичного (направленного) дискурса квалифицированных специалистов (медицинского сообщества) из иерархических структур управления удаляются лица, принимающие безнравственные (вредные, угрожающие) решения.

 

Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на социальный субъект со стороны других социальных субъектов, позволяющее (помогающее, заставляющее, побуждающее и т.п.) его сознательно осуществлять нравственный выбор – выбор по совести. 

Практические исследования показали, что с помощью разработанных  сетевых средств направленного дискурса взрослый человек «нравственно воспитывается» гораздо лучше ребенка. 

 

Нравственность – особый настрой мышления и поведения социального субъекта, позволяющий не наносить вред (создавать угрозы) себе, окружающим, среде обитания,  гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей социальных субъектов (всеобщая нравственность обеспечивает безопасное питание, размножение и только духовное доминирование социального субъекта).

 

Нравственный (этический) принцип – это способ поведения людей, обеспечивающий развитие человечества, основанный на учете и оценке каждым социальным субъектом вреда (угрозы), наносимого той или иной деятельностью (бездеятельностью) других социальных субъектов в процессе общения (дискурсивных практик). 

 

Общественная безопасность – состояние защищенности социальных субъектов от вреда и угроз.

 

Противодействие коррупции – действия социальных субъектов по предотвращению паразитических (безнравственных) действий других социальных субъектов с помощью консолидации негативного гражданского согласия в массовой этической оценке коррупционных действий. 

 

Ризома (фран. – корневище) – понятие постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности; неравновесная целостность (аналог неравновесной среды, изучаемой синергетикой, - теорией катастроф);  перманентная креативная форма, имманентная (внутренне присущая) нестабильность.

Классический пример ризомы – не корень, но луковица, содержащая в себе скрытый, потенциальный стебель.  

В моделях управления поведением социальные субъекты удобно представлять в качестве ризом.

 

Ризоморфная среда – субстанция, состоящая из взаимодействующих ризом, обладающая имманентным потенциалом самоорганизации и саморазвития.  По сути, ризоморфными средами являются все социальные среды. Их также иногда именуют хаосами (управляемые хаосы, управление в хаотических средах). 

Классический пример ризоморфной среды – среда письма (текст есть продукт письма, как процессуальности, не результирующейся в данном тексте).

 

Сборка социального субъекта – информационное воздействие, обеспечивающее защиту имиджа (социальный «бронежилет»), восстановление имиджа, формирование нового имиджа (доверия, влияния).

 

Совесть – этический саморегулятор поведения социального субъекта как его внутренний настрой, формируемый в процессе нравственного воспитания с помощью других социальных субъектов, постоянно корректирующих поведение и самооценку воспитуемого.

С точки зрения социальных технологий, совесть – это тысячи нравственных свидетелей.

 

Солидарность (солидарное поведение) – это важнейший групповой инстинкт социальных субъектов, их согласованное поведение.

 

Социальная сеть влияния – автоматизированная сетевая система, предназначенная для этической оценки вреда (угроз) от действий социальных субъектов. Сеть влияния выполняет функции этического регулятора поведения в медицинской среде, является инструментом нравственного воспитания врачей, ограничения их паразитической и развития творческой, созидательной активности. 

 

Социальная смерть – тотальное негативное гражданское согласие в отношении социального субъекта; разрушение доверия к социальному субъекту, в следствие чего он лишается влияния даже на процессы собственной жизнедеятельности, утрачивает позиции доминирования.

 

Социальное действие – результат активности социального субъекта:  намерения, заявления, решения,  поступки и т.п., затрагивающие интересы, способные нанести вред, создать угрозу для более чем одного социального субъекта.

 

Социально-паразитическая структура – организация, все усилия которой направлены на получение средств для поддержания собственного существования. Характерным свойством такой структуры  является имитация ее основной деятельности по решению социальных задач, актуальных для населения.  

 

Социальные технологии – способы (алгоритмы, последовательности) действий социальных субъектов, обеспечивающие их устойчивое созидательное развитие (саморазвитие) и безопасность  жизнедеятельности (действия, приводящие к определенным результатам). Частным случаем и хорошо известным примером социальных технологий являются политические технологии (политтехнологии).

 

Социальный паразитизм – способ существования социального субъекта (физического или юридического лица, группы лиц, организации, государства и т. д.), пораженного идеологией личной наживы любой ценой, следствие культа «золотого тельца», стяжательства и двойных моральных стандартов. Социальный паразит стремиться жить за счет других людей, не участвуя в созидательном труде. 

Пути профилактики социального паразитизма – общественный контроль и массовая  этическая оценка результатов деятельности социального субъекта. 

 

Социальный процесс – способ существования социального субъекта, его жизнедеятельность, осуществляемая во взаимодействии с другими социальными субъектами (в моделях управления поведением - социальный субъект удобно представлять в виде процесса).

 

Социальный субъект – отдельный человек, врач, пациент, группы людей и их объединения, организации, предприятия, государства, корпорации и т.п., человечество в целом.

 

Угроза – потенциальный вред.

 

Шкала оцени вреда (угроз) Чигирева - Юнацкевича (бинарная, десятибалльная и т.п.) – способ оцифровки и визуализации вреда и угроз от социальных действий социальных субъектов.

Являясь по сути квазиметрической шкалой, позволяет получить «гладкие» оценочные функции и, соответственно, применять в социальных измерениях весь арсенал хорошо разработанных методов оптимального управления теории игр и т.п.

Применение шкал оценки вреда и угроз Чигирева-Юнацкевича в гипертекстовых информационных концентраторах  позволяет эффективно влиять (управлять) социальными (ризоморфными) процессами.  

 

Шкала этической оценки (бинарная, десятибалльная и т.п.) – способ оцифровки и визуализации оценки уровня нравственности социального субъекта. 

 

Этическая оценка – определение уровня нравственности  социального субъекта.

 

 

 

 

Учебные вопросы

 

 

 

 

1. Вред.

2. Влияние.

3. Глобальный экологический принцип  (ГЭП). 

4. Медицинское сообщество.

5. Профессиональное медицинское согласие.

6. Доверие.

7. Дуализм врача и пациента.

8. Единая цель врача и пациента.

9. Единство цели и метода ее достижения.

10. Информационный концентратор.

11. Публичная оценочная процедура.

12. Коррупция, коррупционные проявления.

13. Массовая этическая оценка.

14. Моделирование ризморфной (социальной) среды.

15. Направленный (сетевой) дискурс.

16. Научно-этическая система (научная этическая система).

17. Негативное гражданское согласие.

18.Технология ротации управленческих кадров здравоохранения.

19. Нравственное воспитание.

20. Нравственность.

21. Нравственный (этический) принцип.

22. Общественная безопасность.

23. Противодействие коррупции.

24. Ризома и ризоморфная среда.

25. Сборка социального субъекта.

26. Совесть и солидарность.

27. Социальная сеть влияния.

28. Социальная смерть.

29. Социальное действие.

30. Социально-паразитическая структура.

31. Социальные технологии.

32. Социальный паразитизм.

33. Социальный процесс.

34. Социальный субъект.

35. Угроза.

36. Шкала оцени вреда (угроз) Чигирева-Юнацкевича.

37. Шкала этической оценки и этическая оценка.

 

 

 

 

Рекомендуемые учебные литературные и информационные источники по теме

 

 

 

1. Агафонов С.Ю., Горюнков С.В., Матвейчук Е.Ф., Чигирев В.А., Юнацкевич П.И. Глобальное управление и нравственный принцип / Юнацкевич П.И. Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых / Под редакцией В.А. Чигирева. – СПб.: Институт нравственности, 2006.

2. Чигирев В.А. Нравственный путь безнравственной цивилизации / Серия книг: Теория и методика профессионального образования и воспитания взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. - СПб.: Институт нравственности, 2006.

3. Никитенко П.Г., Чигирëв В.А., Юнацкевич П.И. Профилактика социального паразитизма / Серия книг: нравственный путь человечества. Минск, 2008. 

4.  Глобальное управление и нравственный принцип

https://in.ast.social/menu-news/447-globalnoe-upravlenie-i-nravstvennyj-printsip.html

5. Открытое гражданское общество

https://in.ast.social/menu-news/419-otkrytoe-grazhdanskoe-obshchestvo.html

6. Экологический императив как основа дискурсивно-оценочного метода профессора Чигирева В.А.

https://in.ast.social/menu-news/599-ekologicheskij-imperativ-kak-osnova-diskursivno-otsenochnogo-metoda-professora-chigireva-v-a.htmlotsenochnogo-metoda-professora-chigireva-v-a.html

7. Профилактика социальных катастроф: дискурсивно-оценочный метод

http://www.ast.social/674-profilaktika-sotsialnykh-katastrof-diskursivno-otsenochnyj-metod.html

8. Дискурсивно-оценочный подход как нравственный компас общества

http://ast.social/660-2017-03-22-13-14-48.html

9. Общество непрерывного референдума

http://ast.social/665-obshchestvo-nepreryvnogo-referenduma.html

10. Социально-оценочные сети как инструмент гражданского общества

http://ast.social/663-sotsialno-otsenochnye-seti-kak-instrument-grazhdanskogo-obshchestva.html

 

 

 

 

 

 

Методика профилактики социального паразитизма в здравоохранении 

на основе массовой этической (нравственной) оценки

 

 

 

 

 

В настоящее время профилактика социального паразитизма в здравоохранении является основным средством ликвидации кризиса в этой сфере. Для этого возможно использование социальных технологий, основанных на организации массовых этических (нравственных) оценок социально-значимых решений в медицинских сообщества и организациях.

Для разработки способа измерения индивидуального уровня нравственности социального субъекта Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И. понятию «Нравственность» дано социально-технологическое определение, позволяющее использовать его для профилактики социального паразитизма. Связь понятий «нравственность» и «ущерб» позволяет создать практический критерий этической (нравственной) оценки любого социального действия в виде бинарной (или любой другой) шкалы. 

Например:

1 - есть ущерб от действия социального субъекта – безнравственно.

0 - нет ущерба от действия – нравственно.  

Виды ущерба четко отражены в уголовном праве и могут быть применены для массовой этической оценки по данному практическому критерию нравственности конкретных социальных субъектов, а значит и общественной нравственности. 

В качестве экспертов могут быть использованы как квалифицированные специалисты, так и обычные граждане, имеющие элементарные сведения в области уголовного права и понимающие социальное значение оцениваемых действий. Таким экспертом, по сути, может быть каждый гражданин, уже способный оценить ущерб от предлагаемого социально-значимого решения или инициативы. 

Схематическое представление критерия нравственности по Чигиреву В.А. и Юнацкевичу П.И.  представлено в виде рисунков 1, 2, 3:

 

Рис. 1. Первый элемент нравственной нормы: ненанесение человеком ущерба, вреда себе

 

 

 

Рис. 2.  Второй элемент нравственной нормы: ненанесение человеком ущерба, вреда окружающим людям

 

 

Рис. 3.  Третий элемент нравственной нормы: ненанесение человеком ущерба, вреда среде обитаниявреда окружающим людям

 

Предложенная Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И. социально-технологическая формулировка критерия нравственности исключает возможность манипуляций и обмана при оценивании социально-значимых решений; она является по сути антиманипулятором, ее практическое использование доступно любым гражданам, объединениям граждан, руководителям всех органов власти. 

Визуально представление критерия нравственности (антиманипулятор) показано на рис. 4, например, в виде одиннадцатибалльной   Шкалы вреда Чигирева-Юнацкевича:

 

 

 

 

 

Рис. 4. Шкала оценки вреда Чигирева-Юнацкевича 

 

 

 

 

Шкала оценки вреда Чигирева-Юнацкевича (рис. 4) может быть использована любым социальным субъектом для оценки социального действия любого другого социального субъекта. Это своего рода система социального распознавания типа «свой – чужой», «нравственно -  безнравственно», которую можно (и нужно) прививать гражданам в ходе их образования и просвещения. 

Экспертной базой массовых этических оценок, как указывалось выше,  выступают квалифицированные специалисты и обычные  граждане разного возраста. Им через соответствующий информационный ресурc, например, сайт GN http://globalnrav.ast.social, обеспечивается  возможность непосредственного участия в обсуждении социально-значимых решений путем их нравственной оценки, результаты которой визуализируются на данном сайте.  

По Чигиреву В.А. и Юнацкевичу П.И., массовая этическая оценка реализует  функции социального фильтра для любых социально-значимых решений (см. рис. 5).

 

 

Рис. 5.  Массовая нравственная оценка

 

 

Шкала оценки вреда Чигирева-Юнацкевича (рис. 4) состоит из следующих разделов:

1. Объект оценки: социальный субъект (атрибутивные и дистрибутивные атрибуты социального субъекта).

Предмет оценки:  действие социального субъекта (материалы, описывающие действие или бездействие социального субъекта).

Количество граждан, участвующих в массовой этической оценке (численное значение).

Результаты массовой этической оценки: (численное значение).

 

2. Шкала оценки вреда, состоящая из делений шкалы: 

0- нравственно, нет вреда для гражданина;

-1, -2, -3   -  незначительный  вред для гражданина;

-4, -5, -6   -  вред средней тяжести для гражданина;

-7, -8, -9, -10    -    существенный вред для гражданина. 

 

При использовании электронных средств и работы граждан в сети, их оценка выражается в виде перемещения курсора на мониторе экрана на выбранное деление Шкалы оценки вреда Чигирева – Юнацкевича и сопровождается нажатием клавиши «Enter».

 

 3.  Участие гражданина в массовой этической оценке с использованием шкалы оценки вреда Чигирева-Юнацкевича может быть как анонимным так и персонифицированным.

При анонимном режиме участия гражданина в массовой этической оценке происходит идентификация данных его персонального компьютера и осуществляется блокировка возможности неоднократной оценки одного предмета оценки несколько раз с одного и того же компьютера.

 

При открытом режиме участия гражданина в массовой этической оценке может быть предложена оценочная процедура на социально-оценочном сайте (http://globalnrav.ast.social).

Результаты оценки решения представляемые в виде абсолютных чисел, гистограммы или процентов.   

 

Социальные процессы в паразитическом обществе регулируются социальным законом «бери больше - давай меньше». Следствие этого закона: субъект стремится стать максимально независимым от других субъектов и подчинить себе (использовать в своих целях) максимальное число других субъектов. 

 

Для решения этой задачи он стремится подняться по социальной лестнице на максимальную высоту, занять наиболее высокую социальную позицию (должность, звание, материальное положение, силовой и духовный ресурс).

Следствие данного стремления возвышения одного субъекта над другими: возвысившийся по социальной лестнице субъект ослабевает в связях и отношениях с нижестоящими субъектами.

 

Субъект, сумевший подняться по социальной иерархии вверх, минимизирует свои связи с нижними субъектами до полного разрыва данных связей. 

Субъекты, оказавшиеся ниже, потеряв связи с вышестоящим субъектом, теряют возможность контролировать эгоистические (переходящие в паразитические) действия вышестоящих субъектов. Паразитизм вышестоящего субъекта по отношению к нижестоящим основывается на использовании одним субъектом ресурсов и результатов труда других субъектов в личных целях и произвольное перераспределение их среди субъектов своего социального уровня иерархии.

 

При этом в сознании субъектов на всех уровнях социальной иерархии осуществляется властный цикл, т.е. идет постановка целей, планирование, мотивирование и контроль. 

Однако нижестоящие субъекты не могут не только участвовать в постановке целей и планировании, но и не могут даже контролировать процесс принятия решений вышестоящих субъектов. Отсутствие контроля ведет к паразитизму и формализации демократии, фиктивному исполнению конституции страны. 

 

Задача массовой этической оценки – визуализировать связи между уровнями социальной системы.  Субъект с самого нижнего социального уровня иерархии  может контролировать любого субъекта, занимающего любой  иерархический уровень. Наличие квалификации у субъекта позволяет ему принимать участие не только в контроле, но и в других элементах составляющих властного цикла:

1) выбор,  обоснование и постановка цели;

2) планирование;

3) мотивация;

4) организация исполнения;

5) коррекция. 

 

 

 

 

Так осуществляется демократический процесс участия во всех этапах властного цикла всех субъектов не зависимо от их иерархического уровня.  Демократия взаимодействия субъектов рождается в их общении и осуществляется в их общении. 

 

Задача массовой этической оценки – уйти от абстрактной демократии и перейти к  практической демократии, превращающей конституцию страны в акт прямого действия – участия населения в управлении государством и общественном самоуправлении. 

Для минимизации коррупции как основного вызова общественной безопасности, любое социальное действие должно проходить через процедуру социальной оценки и массового экспертного обсуждения.

 

Социальное действие – это действие субъекта, которое затрагивает интересы более чем одного человека. Массовая экспертная оценка любого социального действия позволяет визуализировать обратные социальные связи и на этой основе корректировать содержание последующего социального действия, т.е. происходит индивидуализация воспитательного процесса. 

 

 

Общее описание шкалы 

оценки вреда Чигирева - Юнацкевича

 

Субъекты характеризуются набором атрибутивных (постоянных) признаков (фамилия, имя, отчество, пол). Этот  набор признаков  позволяет однозначно идентифицировать  субъекта.

Субъектом может выступать как отдельный человек, так и группа лиц, организация, предприятие, орган управления, государство, сообщество государств.

Каждый субъект может генерировать свои признаки, он может порождать новые признаки – порождаемые признаки, т.е. признаки неустойчивые, изменяемые в ходе участия субъекта в социальных процессах.

Социальные процессы – взаимодействие субъектов по достижению ими частных, договорных и общих целей. 

Социальное действие – действие субъекта, затрагивающее интересы другого субъекта.

Атрибутивные и порождаемые признаки субъекта – объект оценки других субъектов.

Шкала оценки вреда Чигирева – Юнацкевича позволяет производить оценку атрибутивных и порожденных признаков субъектов. 

Любой субъект может создать запрос на оценку социального действия того или иного субъекта с позиций нанесения или ненанесения вреда (ущерба) окружающим субъектам и среде.     

Шкала оценки вреда Чигирева – Юнацкевича обеспечивает многоаспектный выбор подмножеств социальных субъектов, которым предлагается оценить то или иное действие того или иного субъекта. Применительно к местному самоуправлению предлагается выделить подмножества по времени, по признакам членов конкретного самоуправления и дать им возможность оценить то или иное решение их органа местного самоуправления.

Практическое использование шкалы оценки вреда Чигирева – Юнацкевича оформляется идентификацией субъекта, получением субъектом электронной подписи, дающей право на участие в оценках других субъектов. Анонимность оценки может допускаться, может исключаться.

Шкала оценки вреда Чигирева-Юнацкевича обеспечивает формирование многоаспектных отчетов по разным признакам, на которые получены экспертные оценки.

Шкала оценки вреда Чигирева – Юнацкевича позволяет свободно импортировать сведения из других система (баз данных) о социальных субъектах и обеспечивать обмен (экспорт) своих баз данных в другие системы (базы данных). 

Сфера применения шкалы оценки вреда Чигирева – Юнацкевича:

 - воспитание специалистов за счет коррекции социального статуса (самооценки);

- экспертная деятельность;

- обеспечение взаимного доверия врача и пациента;

- минимизация коррупции в органах управления здравоохранением.

Массовая этическая оценка является формой выражения профессионального и гражданского согласия или профессионального и гражданского несогласия, реализуемого с помощью нравственного подхода, выступает эффективным инструментом нравственного воспитания любого социального субъекта в сфере здравоохранения: будь то врач, пациента, руководитель медицинской организации. 

Массовая этическая оценка позволяет каждому гражданину оценивать  индивидуальную нравственность любых социальных субъектов (врач, пациент, руководитель медицинской организации, торговец медицинской продукцией и услугами).

 

 

Учебные вопросы

 

1. Методика профилактики социального паразитизма в здравоохранении на основе массовой этической (нравственной) оценки. 

2. Общее описание шкалы оценки вреда Чигирева - Юнацкевича

 

 

Рекомендуемые информационные источники

 

 

1. Социальные паразиты как проблема и источник развития гражданского общества и прав человека

https://in.ast.social/menu-news/399-sotsialnye-parazity-kak-problema-i-istochnik-razvitiya-grazhdanskogo-obshchestva-i-prav-cheloveka.html

3. Декларация открытого гражданского общества

http://ast.social/o-nas/ast-home/527-deklaratsija-otkrytogo-grazhdanskogo-obschestva.html

4. Международный диалог о пользе применения социально-оценочных сетей нового поколения

http://ast.social/676-mezhdunarodnyj-dialog-o-polze-primeneniya-sotsialno-otsenochnykh-setej-novogo-pokoleniya.html

5. Система массовой этической оценки: GN

http://globalnrav.ast.social

 

 

Учебная задача

 

 

Открыть систему массовой этической оценки: GN

http://globalnrav.ast.social

дать личную оценку известным лицам, обсудить результаты оценки в учебной группе.

 

 

 

 

Практическое занятие на тему «Нравственность»

в учреждении  профессионального медицинского образования

 

 

 

 

 Нравственный компас

 

В 2005 году в Санкт-Петербурге Институтом нравственности (П.И. Юнацкевич, В.А. Чигирев, Е.Ф. Матвейчук, С.В. Горюнков и другие) была  разработана модель системы этического обеспечения профессионального образования, которую можно использовать в системе медицинского образования.

 

Суть предлагаемой модели состоит в том, что вся социальная действительность, общественные, государственные, правовые и медицинские вопросы  и насущные задачи рассматриваются и решаются с учетом фундаментального нравственного закона человечества: ненанесение человеком ущерба себе, ближайшему окружению, обществу и среде обитания,  соблюдение баланса духовных и материальных устремлений и действий. 

Фундаментальный нравственный закон является основой медицинской подготовки и профессиональной деятельности врачей, базовым принципом воспитания медицинских кадров. Он направлен на создание в медицинских организациях школы нравственного обучения и воспитания врачей. 

 

Юнацкевич П.И. разработал для медицинских образовательных учреждений  методику нравственного воспитания, которая заключается в обучении каждого будущего врача умению пользоваться нравственным компасом.

В ходе учебного занятия студенты медицинского образовательного учреждения самостоятельно повторяют действия руководителя занятия по изготовлению и применению нравственного компаса (рис. 6):

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Нравственный компас

 

 

Действия по применению нравственного компаса:

Руководитель занятия демонстрирует поворот стрелок компаса (3 стрелки С1, С2, С3).

Обозначается пример актуального вопроса безопасности жизнедеятельности (например, можно ли вредить среде обитания).

Обучаемые копируют повороты стрелок компаса на вопрос и в слух отвечают на вопрос руководителя занятия:

Навели на вопрос первую стрелку компаса С1 «Не вреди себе». Какой ответ получим?

Навели на вопрос вторую  стрелку компаса С2 «Не вреди другим». Какой ответ получим?

Навели на вопрос третью стрелку компаса С3 «Не вреди среде обитания». Какой ответ получим?

Далее в свободном порядке осуществляется применение нравственного компаса для вопросов, поставленных в воспитательных целях руководителем занятия. Осуществляется  согласование общих и личных нравственных оценок студентов  посредством их обсуждения.

В завершении занятия обучаемые говорят, научились ли они пользоваться нравственным компасом и давать нравственные оценки ситуации, перед тем, как совершить поступок.

 

 

 

Руководитель занятия дает инструкцию по выполнению самостоятельного задания, показывает картинки правила «Три С» (Рис. 7, 8, 9) и просит обучаемых их нарисовать в рабочих тетрадях, после чего эти рисунки показать друг другу и обсудить в учебной группе норму социального поведения врача на работе, в личной жизни и в обществе: не вредить себе, соседям, среде обитания,  ни мыслью, ни словом, ни делом.

 

 

Рис. 7. Не вредить себе мыслью

 

 

 

 

 

Рис. 8. Не вреди другому словом

 

 

 

Рис. 9. Не вреди другому делом

 

 

На наш взгляд, проведение такого занятия со всеми студентами медицинского образовательного учреждения позволит добиться более высокого качества медицинской подготовки.

 

Идея нравственного воспитания, разработанная и доведенная до методики обучения Юнацкевичем П.И., заслуживает самого серьезного внимания со стороны руководителей медицинских образовательных учреждений и педагогов. Обществу нужен нравственный врач. Честность в лечебном деле достигается формированием нравственного стержня за счет постоянного применения каждым молодым врачом нравственного компаса в ходе медицинской деятельности и в быту.

 

 

 

У каждого врача в кармане должен быть нравственный компас, пользоваться которым его должно научить его педагоги. Также важно контролировать – «не утратил ли врач этот нравственный компас, не стал ли он опасен для общества.

 

«Безнравственный специалист – опаснее врага», такую формулу разработал профессор Чигирев В.А. для  оценки важности нравственного воспитания молодых врачей.  Для руководителей органов здравоохранения  это значит, что нужно последовательно проводить линию исключения из медицинской службы, лечебного дела всех, уличенных в безнравственности и сохранении на службе и медицинском посту всех, кто не вредит себе, другим и среде обитания.  

 

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Устройство нравственного компаса.

2. Порядок применения нравственного компаса в медицинской практике.

3. Порядок применения нравственного компаса в личной жизни врача.

4. Порядок применения нравственного компаса во взаимодействии с коллегами по работе.

 

 

Рекомендуемые источники к практическому занятию

 

1. Урок светской этики

http://ast.social/o-nas/menuvideomaterials/545-lesson-svet-etiki.html

 

2. Методические рекомендации по внеурочному занятию для 1-11 классов средней общеобразовательной школы на тему "Нравственность"

https://in.ast.social/menu-news/526-metodicheskie-rekomendatsii-po-vneurochnomu-zanyatiyu-dlya-1-11-klassov-srednej-obshcheobrazovatelnoj-shkoly-na-temu-nravstvennost.html

 

3. Конспект для классного руководителя по внеурочному занятию на тему "Нравственность"

https://in.ast.social/menu-news/523-konspekt-dlya-klassnogo-rukovoditelya-po-vneurochnomu-zanyatiyu-na-temu-nravstvennost.html