Печать

Эко-социальные технологии в медицине XXI и XXII века

 

09 января 2020 года в Санкт-Петербурге прошло заседание научного руководства Института интегративной медицины Академии социальных технологий (ИИМ АСТ), на котором обсуждались  итоги 2019 года и миссия института на 2020 год. С докладом выступил Юнацкевич П.И. на тему «Эко-социальные технологии в медицине XXI и XXII века».

В обществе сохраняется нехватка справедливости. Каждый человек чувствует несправедливое отношение  к себе. Дефицит справедливости и неравенство ведут к социальным катастрофам и личным трагедиям, соматическим и психическим заболеваниям, криминалу, вооруженным конфликтам. Любой срыв в отношениях людей связан с несправедливостью.

Невозможно сохранить здоровье пациента без возрождения у него чувства справедливости по отношению к себе. Нарушение баланса справедливости – путь к соматическим и психическим заболеваниям, формированию проблемного больного (объекта исследований интегративной медицины).

 

Модели баланса справедливости поддерживаются эко-социальными технологиями, в основании которых научной школой Чигирева В.А. положен глобальный экологический принцип (ГЭП – не вредить другим, среде обитания и себе) и проистекающий из него глобальный этический, нравственный принцип (ГЭНП - вести себя надо так, чтобы не вредить другим, среде обитания и себе).

 

Правило «не вреди себе» следует рассматривать в трех аспектах:

Первое – не вреди своему телу, организму.

Второе – веди себя так, чтобы другие не повредили тебе.

Третье – веди себя так, чтобы природа не повредила тебе.

 

Категорию «другие» следует понимать в трех аспектах:

Как инстанцию авторитета.

Как глобальную референтную группу.

И как форма дисциплинирования.

 
Практическую основу этико-социальных технологий составляет дискурсивно-оценочный метод (ДОМ).

 

ДОМ основан на создании в информационно-коммуникационных сетях информационных концентраторов внимания к социально-значимым вопросам, в том числе и к вопросам здравоохранения вплоть до конкретного заболевания у пациента. Вокруг этих вопросов происходит общение. Отражаются обратные социальные связи посредством групповых экспертных оценок и массовых этических оценок с использованием различного рода шкал (шкал вреда, профессионального соответствия врачей, должного поведения и другие). Возникает негативное гражданское согласие, которое блокирует вредное для общества и конкретного пациента поведение социальных паразитов, нарушивших баланс справедливости. Осуществляется  профилактика недолжного поведения. У каждого врача возникают различные динамические индексы, суммарно обеспечивающие мгновенное распознание профессионального соответствия и обоснование выбора специалиста для конкретного больного.

 

дискурсивно-оценочный метод

 

Индексы также возникают и у самих пациентов, по которым видно, в какой степени человек в своей жизнедеятельности придерживается экологического поведенческого императива (ЭПИ – веду себя так, что уже не причиняю вреда другим, среде обитания и себе). Эти индексы накапливаются в медико-субъектологических базах данных и позволяют разрабатывать для пациента наиболее адекватные рекомендации, чтобы научить его не болеть – т.е. соблюдать в личном поведении экологический поведенческий императив и анализировать его динамику по итогам групповых и массовых оценок других.

Разработка и внедрение эко-социальных технологий в медицине является направлением дальнейших исследований Института интегративной медицины АСТ. 

Экология не просто модное слово, применяемое в последнее время в межотраслевом контексте. Значение и значимость слов (понятий)  определяют люди. В мировом, планетарном масштабе приставка ЭКО становится регуляторным  маркером, в котором люди нуждаются, на который реагируют с живым запросом.

Поэтому существует интерес и формируется интегративный код, который содержит в себе экологический поведенческий императив: веди себя так, чтобы не вредить другим, среде обитания и себе, разработанный научной школой Чигирева В.А.

Без внедрения этого интегративного кода в жизнедеятельность каждого человека на планете Земля, мы не сможем продлить жизнь каждого человека и победить болезни, которые считаются «неизлечимыми».

Экологический поведенческий императив отражает нравственное правило «Три С»: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя (С1), соседей (С2), среды (С3) мыслью, словом, делом.  Исследования Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И. показали, что для каждого человека для его нормального функционирования (в биологическом, физическом, соматическом, психическом, социальном отношении) в первую в очередь нужно не причинять вреда другим (С2). Эта важнейшая задача современной культуры человека и медицины XXI и XXII века – сделать так, чтобы в  его поведении соблюдался экологический поведенческий императив.  

 

Экологический поведенческий императив обеспечивается запуском в социальную практику  разработанной Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И. «блокирующей технологии», основу которой составляет дискурсивно-оценочный метод (ДОМ).

Блокирующая технология позволяет регулировать внедрение новых технологий. Она может способствовать их запуску, распространению, или прекращать их внедрение. Отличается от закрывающей технологии и подрывной инновации тем, что она позволяет с этических позиций (не вредит ли это людям) регулировать технологии (одобрение или запрет), собственники которых создают стили поведения в обществе (например, стиль наслаждения от потребления, паразитарного и безответственного поведения, дегуманизации отношений людей). В культурной сфере блокирующая технология может запретить распространение пропаганды антикультурных кодов поведения - социальный паразитизм, злоупотребления, вред своему здоровью, трусость, гражданская пассивность, всеобщее и взаимное недоверие, криминальные взгляды и установки, "скотское отношение к людям", нежелание работать и брать на себя ответственность и другие. 

Закрывающая технология — инновационная категория, которая в результате своего появления сокращает потребность в ресурсах, включая человеческие ресурсы. При этом закрывающая технология приводит к сворачиванию отдельных специальностей или отраслей промышленности без появления сравнимых по потребностям в ресурсах направлений. Если имеет место замещение новыми технологиями (отраслями, рыночными нишами) ставших ненужными в силу утраты актуальности старых. Тогда речь идет о подрывных инновациях.

«Подрывные инновации» (англ. Disruptive innovation) — инновации, которые изменяют соотношение ценностей на рынке. При этом старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, теряют свое значение.

Эко-поведение (экология поведения) – это поведение человека, которое исключает причинение вреда среде обитания, другим людям и самому себе.

Эко-управление (экология управления) – это управленческая деятельность человека, которая исключает причинение вреда среде обитания, другим людям и самому себе. Эко-поведение и эко-управление обеспечивают устойчивое развитие и безопасность среды обитания, человека, общества и государства.

 

Мерило "здоровья" человека в XXI и XXII веках

 

Мерилом "здоровья" человека является дискурсивно-оценочный метод, с помощью которого постоянно видно, как другие оценивают в человеке разные проявления экологического поведенческого императива. Именно поэтому предлагаемый нашей научной школой подход призван корректировать многие дефекты современной медицины, культуры, приникшие туда в результате действия врожденных инстинктивных программ, которые в свою очередь приводят к многообразным формам инстинктивно вредного поведения людей.

Для счастья людям нужны другие люди и глубокие, искренние отношения с ними. Это суть экологии отношений. Опираясь на такие отношения, сохраняется здоровье человека и обеспечивается его безопасность.

 

Научный руководитель института

доктор медицинских наук

профессор

Парцерняк Сергей Александрович